Главная Его голос нежен и
звонок Статьи
Софи Марсо, французская актриса, восходящая звезда Голливуда.
По-видимому, не довольствуясь своими последними успехами в фильмах
"Храброе сердце" и "За облаками" или главной ролью в фильме
"Анна Каренина", она недавно опубликовала свою первую повесть
"Лгунья". С откровенностью, быть может, даже излишней, она поднимает
в своей автобиографической книге вопросы любви и измены, правды и лжи. Год назад
она стала мамой Венсана Жулавского. Специально для нас она написала текст о
том, как она относится к своей новой жизни. В этом спонтанном повествовании,
несмотря на мрачные ноты, связанные с озабоченностью матери за будущее своего
сына, на первом месте все равно остается радость материнства.
|
Я
просыпаюсь в шестом часу утра, за окном еще не рассвело. Это малыш, стоя в кроватке,
подняв свою головку над стенкой кровати, звал "папа, папа". Его голос
нежен и звонок, ни единого хрипа в горлышке, он тихонько просит, чтобы кто-то
подошел к нему. Счастливая, что я могу снова быть с ним, я встаю и говорю
разбуженному "папе", что он может снова лечь спать. На улице сильный
мороз, минус двадцать градусов. Мои босые ноги ступают по полу, я борюсь, но
иду, какая уж тут боль, и вот ты в моих объятьях, плотно закутанный в шерстяной
платок, мои нежные руки закрывают твою красивую головку, я не позволю, чтобы
холоду достался хоть один сантиметр твоего тела, мой маленький, я - это горная
цепь, которая не допустит к тебе мороз с его ядом, я спасу тебя. Я вынимаю тебя
из кроватки, ты теплый и мягкий как пирожок, и я прижимаю тебя к себе. Я узнаю
это тепло, такое родное, твою кожу, такую же, как у меня, твой запах, который
заполняет мои ноздри, когда я вдыхаю его, а поцелуями на твоей шейке я
возвращаю тебе тепло твоего тела. Еще несколько мгновений мы остаемся слиты в
симбиозе, а потом ты решаешь проверить, что происходит там, перед тобой. Я
позволяю тебе посмотреть и иду за тобой.
Пожалуй, я слишком доверяю тебе, потому что
через полсекунды ты падаешь, ударяешься носом, поворачиваешься ко мне и
плачешь. И вот ты снова в моих объятьях, снова со мной, я обнимаю и утешаю
тебя. Наверно, я преувеличиваю с ласками, как и ты с болью, но так ведь легче.
Но если я знаю, что тебе больно, о, как сильно я страдаю: я теряю почву под
ногами, мои ноги крошатся как сухое тесто, мне жаль тебя и я молюсь за тебя. Я
плачу, что мир вокруг так жесток, что есть в нем нищета и голод, что люди
погибают от войн и болезней. А вот ты, который плачешь передо мной из-за
синяка, ушиба, из-за того, что ты обжегся кофе, который ты пролил на себя. Я
проклинаю себя за то, что оставила тебя на мгновение в когтях пустоты без моей
опеки, ведь ты мог упасть.
Я обернулась слишком поздно. Ад ничто по
сравнению с этим. Это лишь кусочек чего-то где-то, а здесь ответственность за
все лежит на моих плечах. Это разрывает мне сердце, вот что это для меня.
Программы новостей, сериалы, истории, которые можно услышать повсюду в
элегантных салонах или в грязных забегаловках, фотографии или просто то, что
только можно себе представить, все это ужасает меня, вызывает отвращение. Я уже
боюсь выйти из дому и не включаю телевизора, затыкаю уши, когда кто-то говорит
о детях, с которыми плохо обращались, я просто не могу знать об этом, это выше
моего понимания, я не могу вынести этого. Я могла бы убить, чтобы спасти
ребенка. Как Бог, каким бы он ни был, великим или ничтожным, может не обращать
внимания на это и позволять, чтобы миллионы детей рождались и переносили
страдания и издевательства каждый день? Может, Бог сошел с ума, может, он тоже
охвачен необходимостью творения зла? А какое зло может быть в этом сердечке,
которое бьется так быстро, словно это конь скачет галопом, в этом сердце,
брошенном в жизнь?
Я помню, как в этом пятинедельном сердечке я
увидела кого-то, кто открыл передо мной вселенную и кто был ее сущностью. Я
носила в себе ценнейшее сокровище, по сравнению с которым все знания и науки не
стоят ровным счетом ничего. Это сокровище было "материей" жизни,
субстанцией, сотворенной из воздуха и воды, а я, во всей красоте и сиянии, была
ее стражницей, мое лоно служило одновременно шкатулкой и лабораторией. Какое же
это счастье - быть женщиной и иметь возможность так преображаться, чувствовать,
как тебя переполняет любовь! Тогда уже не нужны ни макияж, ни все эти костыли,
которые помогают тебе идти вперед, потому что чудо из чудес находится в твоем
животе.
|
Ни книги, ни вино становятся не нужны, чтобы
увидеть истину, глубокая тишина становится нашим прибежищем… Солнце опустилось
в море. А, может, мы рыбы, превращенные в женщин? Если вытащить нас из воды, то
наша кожа высыхает, ее нужно постоянно смачивать. Наши длинные волосы
развиваются, а головы гордо подняты на поверхности знамени, белого флага,
который колышется в струях плотной воды. Мы вдыхали и выдыхали соленую
жидкость, промывающую наши внутренности. Наша кожа сияет в голубом сумраке, в
переплетении водорослей и подводных растений, запускающих свои длинные словно
ленты щупальца в темные и неизведанные бездны могущественных морей. Наши
маленькие детки быстро научатся плавать в морских глубинах, как они научились
бы ходить по земле. Ну, вот, он уже бегает, а я за ним. Он бьется по земле,
дышит еще словно рыбешка, и кажется ему еще, что он находится в состоянии
невесомости, он совсем не боится лестницы, на которую ему предстоит взойти, а я
ошибаюсь на каждом шагу. Есть легкое в тяжелом. Мы находимся на земле, и я,
словно тяжелый молот, держу эту рыбешку в руке. Она попала сюда из другого
мира, и все ей кажется не таким, как мне: но я-то нахожусь здесь уже давно и
знаю, что вещи никогда не были другими. Он - орел, а я - решка, он направлен
наружу, а я - внутрь, он - полночь, я - полдень, куда бы он ни пошел, я буду
там, если он уходит, я возвращаюсь. Место нашей встречи было предопределено
свыше: вон она, эта "звездочка", и через эту точку проходит
бесконечное количество линий, линий наших жизней.
Пока звезды будут сверкать на небе, мамы
будут любить своих малюток, а наша звезда будет сиять и тогда, когда нас всех
уже не будет. Не так давно он узнал мир, а вот я еще нет. Я не могу прийти в
себя после этого путешествия, ведь это путешествие не было обыкновенным. Я жила
под водой девять месяцев, а сейчас могу едва могу продержаться там две минуты.
Но бессонные ночи, пеленки, бутылочки с соской, первые шажки, первые слова, все
это так быстро вошло в мою повседневную жизнь, что с тех пор как я вернулась
домой, у меня еще не было времени разобрать чемоданы. Я ухаживала и
присматривала за ним, укачивала, была все время нужна ему, и даже более того. Я
отложила в сторону все те неправдоподобные истории, и только случайно, когда я
натыкаюсь на наши фотографии с того момента, как ты появился на свет, у меня
возникают неясные воспоминания, я вспоминаю себя так, словно я была другим
человеком, несколько тысяч лет тому назад.
Я вспоминаю русских Мадонн XV-го века или
героинь Фолкнера, вспоминаю величественных женщин с ребенком на руках. Вот
каким было это начало, и все же… Я лежу на смятых простынях больничной кровати,
усталая и бледная, но в моих объятьях находится живой дар минувшего времени,
которое снова обрело свое существование. И все это путешествие на несколько
миллионов лет назад, или вперед, я уж не знаю, чтобы отыскать остатки
надкусанного и брошенного плода, катящегося по земле и листьям, гниющего,
увядающего, засохшего, без сока и слюны. Я нашла его, раскрошила и спасла
зерна, маленькие белые зернышки, из которых вырастает дерево, из которых
вырастает правда. И я выронила их. Не позволю земле бесконечно плодить детей,
всех этих негодяев, которые не брезгуют даже покойниками! Они ни любят никого,
ни думают ни о чем, но размножаются. Но я-то люблю и думаю, и меня охватывает
страх, ведь я знаю, что не всем на свете тепло. Впрочем, я не хотела, чтобы он
выходил: "нигде ему не будет лучше, чем в моем животе", - думала я.
Да, но посмотреть бы только, как ты выглядишь, узнать немного лучше, каков ты
есть, даже если для меня ты навсегда останешься тем сердечком размером с кончик
носа, которое изо всех сил мчится, изо всех сил, упрямо, неизвестно куда,
мерцает на экране телевизора, установленного в кабинете врача, когда микрофон
лежит не моем животе, а эхо бешено чеканит: "туктуктук, туктуктук!"
маленького быстрого сердечка. Маленькое сердечко выросло, но оно стучит все еще
очень быстро, я бы хотела, чтобы оно выросло еще больше, я нетерпелива.
|
Теперь это уже мальчик, мне нравится слышать
его голос, когда он говорит со мной, я хотела бы, чтобы он был уже выше меня,
чтобы он уже сам выбирал себе брюки, но мне становится жаль его пижамок,
которые не длиннее двух моих ладоней, я помню, что его указательный пальчик был
как половина моего мизинца, и вдруг вся его жизнь предстает передо мной. Я
вдруг вижу его, когда ему три дня, семнадцать месяцев, двадцать и сорок лет, и
слышу, как он говорит "мама" в четырех разных тональностях. Это
маленький мужчина, но никогда я не чувствую, что он маленький, иногда мне
кажется, что я бы хотела быть похожа не него, быть такой же правдивой. Я могла
бы упрекнуть солнце, что оно ленится вставать сегодня утром, я могла бы
договориться с ночами, чтобы они не были такими суровыми. В восемь вечера пора
уже говорить ему, чтобы он ложился спать, а не то придет волк и заберет его, и вот
уж ангелочек спит, его ротик приоткрыт, как от удивления, ладошки сложены под
головкой, с тяжелым затылком и высоким и ясным лбом. Мама и папа могут прийти
проверить, как ты спишь, с умилением взглянуть на твое доверчивое лицо,
полускрытое в углублении подушки, восхититься кожей твоей совершенной щеки
оттенка слоновой кости. Ну как здесь не растрогаться? Потом, вместо состояния
удивления, которое напоминает мне, что я ничего не знаю, приходит ощущение
собственности, которое придает мне силы. Этот переход сливается, становится
неделимым. Я есть, ты есть, мы есть - в бесконечность.
Софи Марсо,
перевод на польский - Сильвия Форыш-Маевска
Твой стиль №5 (май 1997 года)